Монументальная живопись Барокко


Традиции монументальной живописи Барокко сложились к 30-м гг. XVII в.Росписи в куполах и на сводах храмов и дворцов должны были стать образом тех мистических видений, которые даются человеку в момент Божественного озарения. Сюжеты плафонов разрабатывали в разных вариантах две темы: торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых.

У истоков монументальной живописи Барокко стоит художник из Пармы Джованни Ланфранко (1582-1647). На выполненной им купольной фреске римского храма Сант-Андреа делла Балле "Вознесение Богоматери" (1625-1627 гг.) фигуры Богоматери, святых и ангелов изображены в сложных ракурсах и кажутся стремительно летящими вверх - в небесную высь.


рис.13

Идеи Ланфранко получили продолжение в творчестве Пьетро Берреттини да Кортоны (1596-1669). Композиция "Аллегория Божественного провидения" (1633-1639 гг.) из палацио Барберини а Риме впечатляет своими размерами и обилием персонажей. Множество фигур, устремлённых в разные стороны, создают иллюзию бесконечно расширяющегося пространства.

Во второй половине XVII в. плафонная живопись Барокко достигла расцвета. В это время появились лучшие произведения художника Джованни Баттиста Гаулли (1639-1709), по прозвищу Бачичча. Очень выразителен плафон римского храма Иль-Джезу "Триумф имени Иисуса" (70-е - начало 80-х гг. XVII в.).


рис.14

На нем изображены не только возносящиеся в рай праведники, но и низвергающиеся в ад грешники. Фигуры грешников художник смело разместил за пределами свода: кажется, что они падают вниз - в реальное пространство. Границы между стенами и сводом стираются, и все присутствующие вовлекаются в некое мистическое действо.

Самая замечательная деталь росписи - это свет, исходящий от начальных букв имени Иисуса Христа. Все краски словно переливаются в этих лучах, рождая атмосферу тонкой художественной игры, сочетающей свет реальный и свет изображённый.



рис.15

Характерный приём живописи Барокко - "прорыв" в заоблачную высь - мастерски применил художник Андреа Поццо (1642-1709) в лучшей своей фреске "Святой Игнатий Лойола в раю" (1691-1694 гг.) церкви Сант-Иньяцио в Риме.

Картину небесного торжества святых обрамляет изображение архитектурных деталей, которые продолжают реальную архитектуру храма. Благодаря этому сиена кажется вознесённой на головокружительную высоту. Поццо изобрёл множество новых ракурсов - в огромной композиции очень мало повторяющихся поз и разворотов.



Начало страницы
Hosted by uCoz