"Отцом Варокко" принято считать великого Микеланджело.
Большую часть росписи плафона Сикстинской капеллы в Ватикане Микеланджело "приоткрыл", сняв леса в 1509 г. А это был самый пик "Высокого Возрождения" в Италии!
Великий Микеланджело мощью и экспрессией своего индивидуального стиля в один миг разрушил все привычные представления о "правилах" рисунка и композиции. Написанные им на потолке могучие фигуры зрительно "разрушили" отведенное для них изобразительное пространство; они не соответствовали ни сценарию, ни пространству самой архитектуры. Здесь все было антиклассично. Дж. Вазари, знаменитый летописец Возрождения, пораженный, как и другие, назвал этот стиль "причудливым, из ряда вон выходящим и новым".
В вестибюле библиотеки Сан-Лоренцо Микеланджело сделал нечто совершенно необъяснимое. Колонны сдвоены, но запрятаны в углубления стен и ничего не поддерживают, поэтому их капители представляют собой какие-то странные окончания. Висящие под ними волюты-консоли вообще не выполняют никакой функции. На стенах - мнимые, глухие окна. Но более всего удивляет лестница вестибюля.
По остроумному замечанию Я. Буркхардта "она пригодна только для тех, кто хочет сломать себе шею". По сторонам, где это необходимо, у лестницы нет перил. Зато они есть в середине, но слишком низкие, чтобы на них можно было опереться. Крайние ступени закруглены с совершенно бесполезными завитками на углах. Сама по себе лестница заполняет почти все свободное пространство вестибюля, что вообще противоречит здравому смыслу, она не приглашает, а лишь загораживает вход.
В проекте собора Св. Петра (1546) Микеланджело в противоречие начавшему строительство Браманте, подчинил все архитектурное пространство центральному куполу, сделав сооружение динамичным. Пучки пилястров, сдвоенные колонны, ребра купола изображают согласованное, мощное движение ввысь, к небу.
Так в результате переосмысления архитектурного пространства рождался стиль Барокко. В некотором смысле происходил возврат к идеалам Готики. Тот же органический рост форм, та же динамика, иррациональность, преобладание вертикали над горизонталью.