Питер Пауэл Рубенс (1577-1640)


Питер Пауэл Рубенс родился в городке Зиген в Вестфалии (Германия). Отец будущего художника был протестантом и вывез семью за границу, спасаясь от преследований испанцев. Там Рубенсы перенесли немало лишений, а в 1587 г. после смерти отца семейства, перешли в католическую веру и вернулись на родину, в Антверпен.

Юный Рубенс ходил в школу при соборе и получил неплохое гуманитарное образование. Уже в тринадцатилетнем возрасте он решил стать живописцем и начал учиться у разных мастеров. В 1600 г. Рубенс отправился в Италию. В 1602г. он поступил на службу к герцогу Винченцо I Гонзага, владельцу знаменитой коллекции живописи. Здесь он копировал и изучал наиболее прославленные работы итальянских и испанских мастеров.

рис.20

В 1608 г. Рубенс возвращается в Нидерланды.Он женится на дочери городского секретаря Изабелле Брандт. В связи с этим событием Рубенс написал автопортрет с супругой, известный под названием "Жимолостная беседка" (1600 г.) Молодожены изображены сидящими и саду под пышным кустом жимолости. Собственным чертам живописец придал оттенок философского спокойствия с лёгким налетом печали, взгляд юной Изабеллы полон живого любопытства.

В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это сулило жалованье, престиж и большую свободу творчества.


рис.21

В 10-е гг. XVII в. Рубенс много и плодотворно работал над церковными заказами. В 1б10-1611 гг. он расписал алтарь антверпенской церкви Святой Вальпургии. Его центральная часть - "Водружение креста" - посвящена распятию Христа. Обычно художники изображали распятие уже свершившимся. Рубенс сделал зрителя свидетелем казни. Палачи с яростным усилием поднимают крест. Лица их почти не видны, а напряжённые мышцы тел, стальные латы, тускло-красные одежды сливаются воедино. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся. Даже пригвождённый к кресту, Христос Рубенса не безответный страдалец, а господин Своей судьбы.



рис.22

 

Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдохновения. В картине "Похищение дочерей Левкиппа" (1619-1620 ГГ.) привлекает необыкновенно искусная композиция. Все фигуры - похитители, отчаянно сопротивляющиеся девушки, стремительно рвущиеся кони - объединены по принципу симметрии. В каждой паре положение одной из фигур в несколько измененном виде повторяет другую.




рис.23

В мастерской Рубенса безостановочно кипела работа. У прославленного живописца не было отбоя от заказчиков самого высокого ранга, среди которых - французская королева-мать Мария Медичи, правительница Нидерландов Изабелла, генуэзские купцы...Для Марии Медичи художник написал серию картин "Жизнь Марии Медичи", состоящую из 24 полотен.


Естественно, справиться с таким количеством заказов в одиночку Рубенс не мог. Но у него было достаточно учеников, которые помогали ему и в то же время постигали на практике приёмы его искусства. Работа над картиной была надёжно отлажена. Сначала Рубенс делал красками эскиз. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально. На тщательно загрунтованный холст Рубенс предпочитал традиционный для Нидерландов белый грунт красному итальянскому (на белом краски более насыщены светом) ученики наносили основные линии композиции и цветовые пятна. Когда подготовительная работа заканчивалась, живописец, слегка тронув фигуры лёгкими, виртуозными мазками, буквально оживлял их.

рис.24

 

Приблизительно 1625 г. датируется портрет Изабеллы, жены художника. Она изображена в открытом чёрном платье. На заднем плане тревожно догорает закат. Этот торжественный фон оттеняет живое и тонкое лицо с удивлённо приподнятыми бровями, блестящими темно-карими глазами, трогательными ямками на щеках. Год спустя тридцатичетырёхлетняя Изабелла, мать троих детей, умерла от чумы.




рис.25

 

Рубенсу было пятьдесят три года,; а его избраннице Елене Фоурмен - всего шестнадцать, когда в 1630 г. они обвенчались. Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин 30-х гг Как ни странно, Рубенс ещё задолго до встречи с ней изображал в своих работах женщин с подобными чертами. Его идеал бодрой и чистой юности вдруг нашёл воплощение в девушке, жившей по соседству.

На знаменитом полотне "Шубка" (1638-1640 гг.) молодая женщина, выйдя из ванны, набросила чёрную шубку. Матовый тон меха подчёркивает перламутровые оттенки и свежесть кожи. Поза купальщицы напоминает античные статуи, но это всё та же Елена с её доверчивым взглядом и солнечной улыбкой.





рис.26

В числе последних работ Питера Пауэла Рубенса - автопортрет 1639 г. Взгляд художника внимателен и суров. Лицо осунулось, побледнело. Рука расслабленно лежит на эфесе шпаги. Осанка, как и прежде, элегантна, но во всём облике чувствуется приближение старости. Рубенсу оставалось жить меньше года. Он подарил миру около трёх тысяч картин и множество рисунков.



"Портрет камеристки инфанты Изабеллы" Рубенса


В 1772 г. российская императрица Екатерина II приобрела у парижского антиквара Кроза в числе других картин, в дальнейшем составивших основу прекрасного собрания фламандской живописи Эрмитажа, портрет молодой женщины. Он написан маслом на небольшой дубовой доске и относится примерно к 1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль брюссельского двора того времени. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле.

рис.27

Тёмный зеленовато-серый фон подчёркивает нежность лица девушки с большими глазами и ртом, с немного выдающимися скулами и маленьким подбородком. Оно показалось бы неприметным среди многолюдной толпы, но Рубенс сумел сделать его незабываемым.

Индивидуальность моделей у Рубенса проявляется в непроизвольных движениях и мимолётных чертах. В портрете камеристки это непослушная прядь тёмно-золотых волос, выбившаяся на виске и гладкой причёски; лёгкий румянец, проступивший на щеке; напряжённая линия рта, прячущего непослушную улыбку.

Портрет получил своё название благодаря надписи "Камеристка инфанты в Брюсселе", сохранившейся на подготовительном рисунке к нему. Но там изображена оживлённая, не таящая улыбки девочка-подросток. На живописном портрете героиня Рубенса пытается быть серьёзной, поэтому выглядит старше своего возраста.

В 1959 г. американский искусствовед Ю. Хелд сличил этот рисунок с портретом Клары Серены, старшей дочери художника, умершей в возрасте двенадцати лет в 1623 г., и обнаружил большое сходство. Быть может, Рубенс пытался представить, какой стала бы его дочь, достигнув совершеннолетия? Или же он взялся писать портрет камеристки, потому что был поражен сходством девушки с его дочерью?


Начало страницы
Hosted by uCoz